^ НАВЕРХ ^
Main image2 summer
Динамический стереотип сильнее человека, сильнее в том смысле, что сразу избавиться от него невозможно, необходимо время и труд.
Владимир Тарасов

Гуру от ума

Плох тот консультант, который не мечтает стать гуру - так думают многие. Сегодняшний рынок эту установку опровергает. Звезды-одиночки оказываются менее востребованы - им предпочитают компании, способные системно решать задачи клиентов. Колумнистка The Financial Times Люси Келлауэй в своей книге "Все ли в порядке в вашем офисе" (Sense and Nonsense in the Office) смело развенчивает всех гуру маркетинга без исключения, описывая бизнес-консалтинг, как сферу, "строящуюся на надменном пустословии". Нужно признать, что несмотря на некоторые перегибы, она в этом мнении не одинока. Например, известный российский маркетолог и брэнд-менеджер Самвел Аветисян говорит, что признает в качестве гуру "лишь тех людей, кто создал великие брэнды, все остальные - это цирковое училище". Тем не менее надежда стать великими наставниками не покидает бизнес-консультантов и бизнес-тренеров - этот класс теоретиков бизнеса, с каждым годом все более многочисленный. Расхожее мнение в их среде - написав книгу с оригинальной маркетинговой идеей, создав на ее базе нестандартный тренинг и прославившись эффектными выступлениями, можно серьезно овысить свою капитализацию и обеспечить стабильный поток заказов и высокие расценки.

В действительности серьезные компании со звездами-одиночками в масштабных случаях дела иметь не хотят. Российский рынок требует от бизнес-консультантов не застывших красивых идей, а профессионального решения насущных задач. По одной версии, потребность в гуру собственного производства рынок испытает чуть позже, когда динамика замедлится и появится время и возможность для рефлексии. По другой - время наставников-теоретиков прошло, и спрос будет уверенно расти лишь на комплексные решения для конкретного бизнеса.

Движущие силы

"Честно говоря, у меня есть собственный план, как стать гуру.-- делится сокровенным бизнес-тренер Михаил Молоканов.-- Ведь что для этого нужно? Ясная понятная модель жизни или какой-то из ее сфер (например, управления людьми). Она должна быть изложена простым языком в нескольких коротких фразах. Плюс последователи автора модели, считающие ее оригинальной и полезной на практике. По всем этим пунктам у меня есть программа действий". В качестве основы своей модели Молоканов положил FM-типологию. Радио здесь ни при чем (хотя созвучие не случайное, а для интриги) - буквы F и M означают сочетания женского и мужского (female / male) начал в бизнесе. Молоканов признает, что тема сама по себе не уникальная - гармонизировать инь и ян в бизнесе пытались многие, и многие в этом даже преуспели. Однако, "фишка", по его словам, заключается в том, чтобы F и M не противопоставлять, а рассматривать во всех возможных сочетаниях. Но самое важное - застолбить за собой эту тему. Специализация является главным трендом на рынке бизнес-тренинга. Так, тренер Владимир Тарасов специализируется на управленческих поединках, Марк Кукушкин - на корпоративных стандартах и стратегическом планировании, Радислав Гандапас - на обучении публичным выступлениям, Александр Деревицкий - на продажах.

Сам Михаил Молоканов тоже входит в список наиболее востребованных на рынке бизнес-тренеров. Тем не менее нынешние свои достижения он оценивает лишь как промежуточный этап на пути к рангу гуру.

"Создать базовый продукт, который может стать паровозом для продвижения бизнес-тренера на рынке,- это действительно важное условие для того, чтобы стать на этом рынке брэндом",- соглашается Марк Кукушкин. Он также считает, что задача стать бизнес-гуру вполне посильна для теоретика, поскольку "российский рынок доверчив и уровень критицизма на нем относительно невысок".

"Застолбив поляну", консультанты всеми силами расширяют себе жизненное пространство на рынке: создают собственные клубы, школы, сайты, университеты. "Общественная деятельность - очень важная вещь с точки зрения собственного продвижения в бизнесе,- говорит Молоканов.- Вот недавно очень ярко вышли на рынок Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко с книжкой про откат ('Откат. Особая Техника Клиентской АТтракции'.- 'Деньги'), это прекрасная тема, и тренинги их довольно популярны. Но, я считаю, им нужно проявлять больше активности в масштабировании идеи".

План развития собственного брэнда, безусловно, имеет и финансовую подоплеку. Если расценки раскрученных тренеров колеблются в диапазоне $1,5-2,5 тыс. в день, то признанные светила могут получать на порядок больше.

Из русскоговорящих тренеров ближе всех к статусу гуру, наверное, Владимир Тарасов. Он - основатель этой профессии на постсоветском пространстве. Выпускник Тартуского университета по специальности "теоретическая физика", свою первую работу о "технологиях уговаривания" Тарасов опубликовал еще в 1967 году, а в 1984-м открыл в Таллине школу менеджеров, первую в нашей стране. Автор знаменитой книги "Искусство управленческой борьбы", Владимир Тарасов и сегодня работает в русле этой темы. Русскоговорящую (главным образом российскую) публику он вывозит на семинары по китайским стратагемам в Китай, по японским коанам - в Японию, по Макиавелли - в Италию. Школа Тарасова обросла последователями - ученики открыли учебные заведения его имени в Хабаровске и Саратове. "Эта музыка будет вечной,- полагает Михаил Молоканов.- Сильная идея, ясная концепция, мощная организация, грамотный пиар - при таких наработках можно достичь, как говорят в рекламе, стойкого результата".

Журнал "Деньги"
Екатерина Дранкина